ГСМ

При проведении анализа всех использованных в экспериментах нефтепродуктов на содержание поверхностно-активных веществ (смол и присадок) установлено, что бензин, керосин и вазелиновое масло смол не содержат. В дизельном топливе обнаружено содержание незначительного количества смол, а в минеральных маслах содержание их доходило до 2%. Следовательно, прочность бетона уменьшалась только в тех нефтепродуктах которые имели в своем составе смолы, являющиеся поверхностно-активными веществами, способными снижать твердость и прочность пористых материалов.

Петрографические, рентгеноструктурные, электронно-микроскопические и термографические исследования бетонов, длительное время выдержанных в нефтепродуктах, наличия новообразований не показали . Следовательно, снижение прочности бетонов под воздействием некоторых видов нефтепродуктов вызвано не мимическим воздействием их на составляющие бетона, а процессами физико-химической механики (адсорбционным понижением прочности бетона поверхностно-активными веществами и их расклинивающим действием). Медленное снижение прочности бетона, длительное время выдержанного в минеральных маслах, можно объяснить тем, что смолы, постепенно накапливаясь в микродефектах, уменьшают его прочность. Когда все микродефекты заполнены поверхностно-активными веществами (смолами), прочность бетона стабилизируется. При пропитке бетона маслом (без длительного выдерживания образцов в емкостях) снижения прочности не отмечалось. Так, часть образцов полностью пропитали минеральными маслами в течение 0,5 года, а затем 6 лет хранили в комнатных условиях. Периодическими испытаниями этих образцов установлено, что прочность не изменилась. Это явление объясняется тем, что при разовой пропитке бетона маслом смол в бетон попадает незначительное количество и оно не в состоянии заметно снизить прочность. При воздействии на бетон отработанных минеральных масел происходит химическое взаимодействие между слабыми кислотами, содержащимися в них, и цементным камнем. В данном случае бетонные образцы полностью разрушились через 1,5 года .

В подтверждение того, что именно смолы вызывают снижение прочности бетонов, проделали следующий эксперимент. Бетонные образцы помещали в металлические кожухи так, что они служили фильтрами для минерального масла .

При этом производили анализы на смолосодержание как заливаемого в кожухи масла, так и фильтрата, просочившегося через бетонные образцы, Оказалось, что в фильтрате смол нет, т. е. все они были адсорбированы бетоном. В заливаемом же в кожухи .масле смол содержалось около- 2%. В собранный фильтрат помещали бетонные образцы и длительное время выдерживали в нем. Снижения прочности у этих образцов не обнаружено. Следовательно, масляный фильтрат, из которого удалены все смолы, ведет себя по отношению к бетону как вазелиновое масло, т. е. прочности бетона не снижает.

Было также установлено, что наиболее отрицательно минеральные масла влияют на контактную зону растворной части бетона с крупным заполнителем, а также на контактную зону цементного камня и мелкого заполнителя, поэтому для изготовления бетонов, на которые в процессе эксплуатации возможно попадание минеральных масел, рекомендуется применять составы с повышенным содержанием цемента.

Большое снижение прочности бетона с .высокими водоцементными отношениями при воздействии минеральных масел, по-видимому, можно объяснить тем, что такие бетоны имеют большое количество микродефектов по сравнению с бетонами такого же состава, но с низкими В/Ц. В связи со сказанным были проведены следующие исследования.

Часть образцов с l/d=0,4 подвергли динамическим воздействиям на пульсаторном прессе при частоте циклов п = = 340...380 в 1 мин. При этом некоторые образцы периодически испытывали на прочность. С увеличением числа циклов прочность бетона снижалась. Когда прочность этих образцов примерно стала равна прочности такого же бетона, но изготовленного с В/Ц = 0,7, их поместили в минеральное масло, где их выдерживали длительное время.

Теория железобетона

Узнай , как наши прадеды строили величественные строения прошлого